• КОНКУРСЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ
  • КОНКУРСЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
  • КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
  • КОНКУРСЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
  • НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ
  • УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы).

« Вернуться на предыдущую страницу
Абдряшитова Зульфия Рифатовна 09.06.2017 Опыт работы

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность воспитания. Почему эта проблема стала актуальна? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.


Просмотр публикации

Об авторе

Фамилия, имя и отчество автора Абдряшитова Зульфия Рифатовна
Должность воспитатель
Место работы СП "Детский сад №8" ГБОУ ООШ №39
Населённый пункт г. Сызрань Самарской области
Вид публикации Опыт работы
Скачать документ публикации Скачать
Поделиться с коллегами
Текст публикации

Абдряшитова Зульфия Рифатовна

Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников  (из опыта работы).

 В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность воспитания. Почему эта проблема  стала  актуальна? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического  равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

  Поэтому, я считаю, что экологическое воспитание  детей, необходимо начинать с раннего возраста.  Когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, мне как педагогу, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Ведь именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, закладывается позитивное отношение  к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

 В процессе экологического воспитания у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е.личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС  ДО.

Работая с детьми дошкольного  возраста,  я поставила перед собой следующие  задачи  экологического воспитания: 

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .
— Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
В своей работе по ознакомлению детей  с природой  я  использую  игровую  деятельность, потому что  считаю, что  именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания о природе.  Ведь игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игру применяю  как  метод образовательно-воспитательной работы с ними. Игры провожу  на занятиях, экскурсиях, прогулках.

Однако  далеко не всякая игра является экологической  по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры  задачи экологического  воспитания, я делаю тщательный отбор и анализ игрового материала.     Игру подбираю с учетом закономерностей  развития детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются на данном возрастном этапе.

Можно выделить несколько видов игр, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическим воспитанием:

сюжетно-подвижные игры;

-дидактические игры;

-словесно-дидактические игры,

-загадки-описания;

-игрушки-аналоги;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры — драматизации.

    Сюжетно-подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы. Для  младшей группы я провожу следующие игры: «Птички в гнёздышках», «Курочка с цыплятами», «Воробей и комары». Затем игры усложняются с учётом возрастных особенностей детей. Для средней группы использую: «У медведя во бору», «Цапля и лягушки», «Воробушки и автомобиль». Для  старшей группы провожу следующие игры: «Изобрази животное», «Раз, два, три к дереву беги!».

Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры. Например, игры «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь». Эти игры  способствуют закреплению знаний и расширению представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов.  О птицах и животных —  «Угадай чей хвост», «Птички на кормушках», «Угадай правило», «Целый год». Об окружающей действительности —  «Сложи картинку», «Съедобное — несъедобное», «Вершки и корешки», «Осенние листочки», «Логическое домино», «Мир животных». Играя с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки, шишки), я использую такие дидактические игры, как «С какого дерева упал лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?», «Выложи узор из камушков» «Выложи узор из шишек». Все эти игры я организовываю во время прогулки и в группе. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь  к природе и бережное к ней отношение, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Интересными являются игры в загадки-описания, они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Для проведения игровых обучающих ситуаций использую игрушки-аналоги.  Игрушки — аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги я использую во всех возрастных группах, и включаю в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у детей отчетливых реалистических представлений о природе.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а использовать ту или иную роль. Дети используют роль старательно, если для игры они сами  сделали какие-нибудь маски, поделки. Закреплению знаний о диких животных способствуют различные сюжетно-ролевые игры, например, «Больница для зверей», «В мире животных»,  «Зоопарк».  Через игру «Овощной магазин» я закрепляю знания детей об овощах, растущих в нашей местности.

Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.   В игре «Поездка в лес», решаю несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

В процессе чтения и рассказывания сказок провожу с детьми игры-драматизации.  По сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» закрепляю знания о диких животных, живущих в нашем крае.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в  играх  экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила  материал экологического содержания (картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

Вот такие виды игр я использую в своей работеС помощью экологических игр дети приобретают  навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному  миру родного края, у детей формируется умение осознать себя частью мира, дается понятие о том, что мы живём на планете Земля, и мы являемся хозяевами. У всех людей,  какой бы они ни были национальности, в какой стране они бы не жили, у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

ЭТОТ ДЕНЬ
В НАУКЕ

17 Декабря

17 декабря 1917 года родился Юрий Гарнаев, лётчик-испытатель, Герой Советского Союза.


НАВЕРХ

В ЗАКЛАДКИ

НАПИСАТЬ ПИСЬМО