Международный центр педагогических инноваций-это онлайн площадка для поиска и размещения информации в сфере науки и образования

Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы).

Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы).

Абдряшитова Зульфия Рифатовна 09.06.2017 Опыт работы

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность воспитания. Почему эта проблема стала актуальна? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

Просмотр публикации

Об авторе

Фамилия, имя и отчество автора Абдряшитова Зульфия Рифатовна
Должность воспитатель
Место работы СП "Детский сад №8" ГБОУ ООШ №39
Населённый пункт г. Сызрань Самарской области
Вид публикации Опыт работы
Скачать документ публикации Скачать
Текст публикации

Абдряшитова Зульфия Рифатовна

Игровая деятельность в экологическом воспитании дошкольников  (из опыта работы).

 В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность воспитания. Почему эта проблема  стала  актуальна? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического  равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком.

  Поэтому, я считаю, что экологическое воспитание  детей, необходимо начинать с раннего возраста.  Когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, мне как педагогу, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся. Ведь именно в раннем возрасте закладываются первые представления и ориентиры в мире природы, закладывается позитивное отношение  к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

 В процессе экологического воспитания у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е.личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС  ДО.

Работая с детьми дошкольного  возраста,  я поставила перед собой следующие  задачи  экологического воспитания: 

— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

-развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её) .
— Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.
В своей работе по ознакомлению детей  с природой  я  использую  игровую  деятельность, потому что  считаю, что  именно через игровую деятельность детям лучше всего получать и осваивать различные знания о природе.  Ведь игра — не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игру применяю  как  метод образовательно-воспитательной работы с ними. Игры провожу  на занятиях, экскурсиях, прогулках.

Однако  далеко не всякая игра является экологической  по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игры  задачи экологического  воспитания, я делаю тщательный отбор и анализ игрового материала.     Игру подбираю с учетом закономерностей  развития детей и тех задач экологического воспитания, которые решаются на данном возрастном этапе.

Можно выделить несколько видов игр, с помощью которых успешно решаются программные задачи ознакомления детей с природой и их экологическим воспитанием:

сюжетно-подвижные игры;

-дидактические игры;

-словесно-дидактические игры,

-загадки-описания;

-игрушки-аналоги;

-сюжетно-ролевые игры;

-игры — драматизации.

    Сюжетно-подвижные игры, благодаря многообразию их содержания, помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего мира: о повадках и особенностях движений различных животных и птиц, их криках, о звуках окружающей природы. Для  младшей группы я провожу следующие игры: «Птички в гнёздышках», «Курочка с цыплятами», «Воробей и комары». Затем игры усложняются с учётом возрастных особенностей детей. Для средней группы использую: «У медведя во бору», «Цапля и лягушки», «Воробушки и автомобиль». Для  старшей группы провожу следующие игры: «Изобрази животное», «Раз, два, три к дереву беги!».

Большую роль в закреплении знаний о природе играют разнообразные дидактические игры. Например, игры «Чудесный мешочек», «Найди и назови», «Узнай на ощупь». Эти игры  способствуют закреплению знаний и расширению представлений детей о характерных признаках овощей и фруктов.  О птицах и животных —  «Угадай чей хвост», «Птички на кормушках», «Угадай правило», «Целый год». Об окружающей действительности —  «Сложи картинку», «Съедобное — несъедобное», «Вершки и корешки», «Осенние листочки», «Логическое домино», «Мир животных». Играя с природным материалом (семена растений, листья, камушки, ракушки, шишки), я использую такие дидактические игры, как «С какого дерева упал лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листьев?», «Выложи узор из камушков» «Выложи узор из шишек». Все эти игры я организовываю во время прогулки и в группе. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, воспитывается любовь  к природе и бережное к ней отношение, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Интересными являются игры в загадки-описания, они упражняют детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.

Для проведения игровых обучающих ситуаций использую игрушки-аналоги.  Игрушки — аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги я использую во всех возрастных группах, и включаю в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у детей отчетливых реалистических представлений о природе.

Сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в жизнедеятельности детей. У них появляется стремление не просто играть, а использовать ту или иную роль. Дети используют роль старательно, если для игры они сами  сделали какие-нибудь маски, поделки. Закреплению знаний о диких животных способствуют различные сюжетно-ролевые игры, например, «Больница для зверей», «В мире животных»,  «Зоопарк».  Через игру «Овощной магазин» я закрепляю знания детей об овощах, растущих в нашей местности.

Играя в игру «Семья» можно создать сложную ситуацию, направленную на знание того, как варить суп, из каких овощей, как их нужно мыть, где их лучше выращивать и так далее.   В игре «Поездка в лес», решаю несколько задач: формирование знаний о том, что растёт в лесу и кто живёт, правила поведения в лесу, а также безопасность в лесу (не рвать незнакомые травы, цветы, грибы, не брать на руки животных и так далее, не уходить от взрослых).

В процессе чтения и рассказывания сказок провожу с детьми игры-драматизации.  По сказкам «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка» закрепляю знания о диких животных, живущих в нашем крае.

Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в  играх  экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках разместила  материал экологического содержания (картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.

Вот такие виды игр я использую в своей работеС помощью экологических игр дети приобретают  навыки бережного и внимательного отношения к растительному и животному  миру родного края, у детей формируется умение осознать себя частью мира, дается понятие о том, что мы живём на планете Земля, и мы являемся хозяевами. У всех людей,  какой бы они ни были национальности, в какой стране они бы не жили, у них одна забота – сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

МЦПИ «Технологии Будущего» / «Наука-Плюс» 0+
Образовательный проект, посвященный науке и творчеству, технологиям и методикам, в поддержку педагогам и научным деятелям, детям и школьникам. С нами Вы сможете легко принять участие в образовательных проектах, разместить электронную публикацию, принять участие в научной конференции, создать портфолио, предложить свою книгу. Демонстрируйте свои самые актуальные инновационные технологии и творческие проекты, пробуйте лучшие новые идеи.